Топ-6 классических романов о любви, которые нужно прочесть в отпуске

Топ-6 классических романов о любви, которые нужно прочесть в отпуске
Любовь — что же это такое на самом деле? Философы, поэты, писатели, музыканты, художники и прочие творческие люди пытаются расшифровать, что же это за явление, в результате которого рождаются прекрасные произведения. Мы предлагаем тебе во время отпуска, на досуге, порассуждать на эту тему тоже. Вот тебе список отличных романов о любви, ставших настоящей классикой. Они будут вполне уместны в твоей пляжной сумке.

Возможно, что-то из этого списка ты уже читала, а что-то станет для тебя настоящим откровением. Прелесть этих романов в том, что их можно — и нужно! — периодически перечитывать, и, даже если знаешь сюжетную линию, тебе не будет скучно и предсказуемо, ты всегда будешь открывать для себя новые вещи. Потому что лучшие мастера слова немного приблизились к разгадке любви.

1. «Немного солнца в холодной воде», Франсуаза Саган

Любишь поплакать над любовными историями? Лучше, чем роман Саган, тебе не найти. Пронзительная и грустная история любви провинциалки Натали и столичного щеголя Жиля стара как мир: она отдает ему всю себя, а он, подлец и негодяй, попользовавшись ею, коварно бросает. Она понимает, что не может больше жить, потому что без него все уже не так, а главное — назад пути ей нет — ни к мужу, ни в свою тихую провинцию. И решает покончить с собой. Вроде бы сюжет банален до зубовного скрежета, но уже больше 40 лет этот роман считается безусловным бестселлером.


2. «Тереза Дескейру», Франсуа Мориак

Эта книга — для любителей психологических саг о людях с трудным характером. Никаких тебе розовых словес, все очень жестко и реалистично. Главная героиня романа Тереза сначала всеми силами стремится выйти замуж, а затем — убить своего мужа. Действие происходит в провинциальной Франции в 40-е годы. Характер у дамы весьма своеобразный — эдакая смесь мизантропии с самоедством и ярко выраженным стремлением к лидерству. Тереза подминает под себя вялого Бернара, затем его сестру, потом и ухажера сестры. Апофеозом становится ее маниакальное стремление физически уничтожить мужа, хотя вся его вина только в том, что он — субъект, не блещущий ни умом, ни фантазией. Проза Мориака непроста, но оторваться от психологических женских вывертов Терезы просто невозможно, поэтому ты обязательно прочтешь роман взахлеб. Кстати, роман дважды экранизирован — фильм 2012 года с Одри Тоту в главной роли очень хорошо иллюстрирует атмосферу Франции 40-х и отлично попадает в ноты Мориака.



3. «Море, море», Айрис Мердок

Не менее виртуозный мастер психологической прозы, британская писательница Айрис Мердок обожает копошится в глубинах человеческой души и разума. Все ее главные герои, от лица которых идет повествование, — мужчины-одиночки, угрюмые мизантропы, в чью жизнь вдруг внезапно вторгается любовь и делает их романтическими идиотами.

Да, именно так, а как иначе трактовать поступок главного героя романа «Море, море», в шестьдесят с лишним лет решившего удалиться от мира в уединенном доме на берегу моря и неожиданно встретившего в своем захолустном городке свою первую любовь по имени Мэри, которую он благополучно сделал… своей пленницей.

Нервы просто звенят как натянутая тетива, когда читаешь дневниковые записи Чарльза, придумывающего все более и более изощренные методы попыток удержать постаревшую возлюбленную в своем доме против ее воли. И все это написано изысканным, правильным, строгим, классическим языком, напоминающим старую викторианскую прозу.

Мердок — одна из лучших романисток ХХ века, ты поймешь это, прочитав роман «Море, море» (который получил, кстати, Букеровскую премию) и заказав еще кучу других ее романов.


4. «Жизнь взаймы», Эрих Мария Ремарк

Первой должна была умереть она, но жизнь распорядилась так, что все-таки он опередил ее… Светская девушка Лилиан, умеющая разговаривать с платьями, как с живыми существами, болеющая туберкулезом в последней стадии, и гонщик Клерфэ, молодой и полный сока жизни повеса, — что может быть общего у этих двух абсолютно разных людей? Между Клерфэ и Лилиан рождается любовь, у которой нет будущего и есть только настоящее. Она умрет обязательно, и она это знает, ее диагноз не оставляет ей никаких иллюзий, а он — умрет вероятно, так как каждый день добровольно подвергает себя опасности. Она смакует каждую деталь ускользающей от нее жизни, он — бросает ей небрежный вызов. Они схожи только в одном — в том, что понятие «будущее» для обоих размыто. Но, по всем законам жанра, нам кажется — и хочется, — чтобы он поступил как рыцарь, дав ей уйти в навсегда закрывающуюся дверь первой. Но — уходит сам… Если ты еще не читала этот шедевр Ремарка, срочно покупай — романтически-эфирное настроение в отпуске тебе гарантировано.


5. «Ночь нежна», Фрэнсис Скотт Фицджеральд

Прозу Фицджеральда сравнивают с джазом в музыке. Его романы — на любителя. Читать их рекомендуется, когда остро необходимо понять что-то важное, происходящее в твоей жизни. Для чего тебе этого дано, к чему это приведет и во что в итоге выльется. «Ночь нежна» писалась как исповедь.

Измученный болезнью жены (Зельда Сейр, жена писателя, страдала шизофренией), Фицджеральд выплескивал на бумагу все перипетии своей сложной семейной жизни. Но даже для демократичной Америки такой душевный стриптиз был весьма шокирующим, ведь американцы привыкли к мысли, что их литературный кумир живет блестяще во всех отношениях жизнью.

Роман не имел успеха в 1934 году, когда был опубликован, но стал бестселлером после смерти писателя. Кстати, это было последнее законченное произведение, к тому же пророческое. В романе главный герой, устав от болезненных взбрыков жены, влюбляется в молоденькую актрису. То же самое произошло и с самим Фицджеральдом, когда он, уставший от борьбы за благополучие их с Зельдой брака, встретил молодую женщину. И, как его герой, не нашедший в новой любви вдохновения и свежих сил, закончил жизнь печально.



6. «Любовь во время чумы», Габриэль Гарсиа Маркес

«Сто лет одиночества» и «Полковнику никто не пишет» ты читала сто процентов. А «Любовь во время чумы» вполне могла пройти мимо тебя, так как этот роман издавался более скромными тиражами и считался не таким ярким выражением творчества Маркеса. Тем не менее возьмусь за смелость утверждать, что более «маркесовского» романа не существует!

Изданная в 1985 году, эта книга стала отражением позднего Маркеса, а точнее, некоей его лебединой песней (в то время писателю было 57 лет, и после «Любви…» вышли всего два романа и несколько пьес и повестей), в которой он соединяет судьбы героев, не сумевших сохранить любовь в юности, уже в пожилом возрасте.

В последних произведениях он будет вновь и вновь возвращаться к теме любви в жизни пожилого человека, но такой яркой и пронзительной картины любви между зрелыми людьми нет больше ни в одном его романе. Не морщись, если тебе 25, — такие захватывающие сцены любви редко прочитаешь в романах о твоих ровесниках.