Почему не стоит перехваливать детей
Люди, которых в детстве часто называли гениями, в зрелом возрасте сталкиваются с проблемами. Джо Боалер — профессор Стэнфордского университета — рассказывает, почему не нужно перехваливать ребёнка.
Не важно, в каком возрасте умный человек понимает, что он умный. Как только это происходит, он становится уязвимым и старается следовать этому ярлыку. Поэтому разница между тем, чтобы сказать ребёнку «Ты хорошо потрудился», и тем, чтобы назвать его умным, всё же есть.
В то время как вы хвалите ребёнка, он думает: «О да, я умный». Но в будущем, когда он сделает что-то не так (а он сделает), это превратится в «Оказывается, я совсем не умный. Остальные могут подумать обо мне то же самое».
Это приводит к тому, что ребёнок начинает испытывать страх перед ошибками. А ошибки — это то, что ведёт вперёд в процессе обучения.
Профессор Стэнфордского университета Джо Боалер советует тщательно подходить к выбору комплиментов:
Вы можете говорить детям, что они сделали нечто невероятное или фантастическое, но не вешайте на них ярлык гения.
Люди рождаются с природными когнитивными отличиями, но эти отличия сходят на нет, если ребёнку часто говорят о том, какой он особенный, — считает Боалер. Вырастая, такие дети меньше склонны соревноваться и изучать что-то новое, так как хорошо чувствуют себя в зоне комфорта и боятся из неё выходить.
Такой ограниченный склад ума сохраняется и когда дети становятся взрослыми. И по большей части это случается из-за того, что их перехваливают в детстве.
В 2006 в своей книге The New Psychology of Success Кэролл Дуэк описала два типа людей:
С ограниченным складом ума (fixed mindsets).
С прогрессирующим складом ума (growth mindsets). Люди с прогрессирующим складом ума считают, что чем больше и усердней они будут работать, тем умнее и успешнее станут. «Чем больше вы восхваляете ребёнка в детстве, тем меньше вероятность того, что он получит прогрессирующий склад ума», — говорит Боалер.
Если вы даёте ребёнку понять, что ошибки — это хорошо и что успешные люди тоже ошибаются, вы можете кардинально изменить его жизнь.
Боалер также считает, что говорить ребёнку о том, что у него нет к чему-то способностей, — глупо. В таком случае он начнёт списывать свои ошибки на отсутствие способностей и в скором времени перестанет развиваться.
Ошибки позволяют вашему мозгу развиваться. Особенно это важно в молодом возрасте. Не говорите детям, что в какой-либо деятельности есть стена, которую им не преодолеть. Такой стены не существует.
Не важно, в каком возрасте умный человек понимает, что он умный. Как только это происходит, он становится уязвимым и старается следовать этому ярлыку. Поэтому разница между тем, чтобы сказать ребёнку «Ты хорошо потрудился», и тем, чтобы назвать его умным, всё же есть.
В то время как вы хвалите ребёнка, он думает: «О да, я умный». Но в будущем, когда он сделает что-то не так (а он сделает), это превратится в «Оказывается, я совсем не умный. Остальные могут подумать обо мне то же самое».
Это приводит к тому, что ребёнок начинает испытывать страх перед ошибками. А ошибки — это то, что ведёт вперёд в процессе обучения.
Профессор Стэнфордского университета Джо Боалер советует тщательно подходить к выбору комплиментов:
Вы можете говорить детям, что они сделали нечто невероятное или фантастическое, но не вешайте на них ярлык гения.
Люди рождаются с природными когнитивными отличиями, но эти отличия сходят на нет, если ребёнку часто говорят о том, какой он особенный, — считает Боалер. Вырастая, такие дети меньше склонны соревноваться и изучать что-то новое, так как хорошо чувствуют себя в зоне комфорта и боятся из неё выходить.
Такой ограниченный склад ума сохраняется и когда дети становятся взрослыми. И по большей части это случается из-за того, что их перехваливают в детстве.
В 2006 в своей книге The New Psychology of Success Кэролл Дуэк описала два типа людей:
С ограниченным складом ума (fixed mindsets).
С прогрессирующим складом ума (growth mindsets). Люди с прогрессирующим складом ума считают, что чем больше и усердней они будут работать, тем умнее и успешнее станут. «Чем больше вы восхваляете ребёнка в детстве, тем меньше вероятность того, что он получит прогрессирующий склад ума», — говорит Боалер.
Если вы даёте ребёнку понять, что ошибки — это хорошо и что успешные люди тоже ошибаются, вы можете кардинально изменить его жизнь.
Боалер также считает, что говорить ребёнку о том, что у него нет к чему-то способностей, — глупо. В таком случае он начнёт списывать свои ошибки на отсутствие способностей и в скором времени перестанет развиваться.
Ошибки позволяют вашему мозгу развиваться. Особенно это важно в молодом возрасте. Не говорите детям, что в какой-либо деятельности есть стена, которую им не преодолеть. Такой стены не существует.