Джон Локк: 21 совет Как воспитать леди и джентльмена
Желая обратить внимание людей на значимость опыта в жизни, английский философ XVII века Джон Локк сам стал источником опыта для миллионов педагогов, предпринимателей, политиков и родителей во всем мире. Он убежден, что «9/10 людей делаются такими, какие они есть только благодаря воспитанию». Это говорит о великой вероятности того, что каждому воспитывающему под силу проложить дорогу в светлое будущее своему ребенку. Для этого есть несколько основных идей, на которые стоит по возможности опираться. И первая из них – постановка цели, которая «кратко, но полно описывает счастливое состояние в этом мире». Эта цель – «здоровый дух» и «здоровое тело».
Хорошая репутация:
«Честь и позор являются самыми могущественными стимулами души, когда она уже способна ценить их. Если вам удалось научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, вы вложили в них правильное начало, которое будет всегда проявлять свое действие и склонять их к добру»;
«Если родители ласкают и хвалят своего ребенка, когда он ведет себя хорошо, и показывают внешнюю холодность и невнимание к нему, когда он ведет себя дурно, то потребуется немного времени, чтобы сделать его чувствительным к этой разнице в отношениях. Этот метод обращения с детьми, если его держаться неуклонно, будет сам по себе оказывать большее действие, чем угрозы и побои, которые теряют свою силу, когда они становятся привычными»;
«Выговоры и упреки, без которых иногда вряд ли бывает возможно пройти мимо проступков детей, следует делать не только в спокойном, серьезном и бесстрастном тоне, но лучше также наедине, в отсутствие посторонних; наоборот, похвалу, если дети ее заслужили, они должны получать в присутствии посторонних. Похвала, когда она высказывается гласно, становится двойной похвалой; наоборот, когда родители показывают, что они не желают оглашать проступки своих детей, это заставляет последних больше дорожить своей репутацией и приучает их больше заботиться о сохранении хорошего мнения других людей, пока они думают, что пользуются им».
Здоровье и тело:
«Первое, о чем следует заботиться, — это чтобы дети ни зимой, ни летом не одевались и не закутывались слишком тепло. Когда мы появляемся на свет, наше лицо не менее чувствительно, чем любая другая часть тела. Наше тело будет переносить все, к чему оно приучено с самого начала»;
«Нужно как следует заботиться о том, чтобы ребенок хорошо пережевывал какую бы то ни было твердую пищу. Мы часто относимся к этому с пренебрежением, а отсюда проистекают всякие расстройства желудка и другие очень вредные последствия»;
«Очень полезно приучать детей вставать рано утром. Если будить детей рано утром – значит, они должны ложиться спать рано. Тот, кто соблюдает установленные часы сна, редко позволит себе большие отступления от нормального образа жизни. Я не хочу сказать, что ваш ребенок, выросши, никогда не засидится в компании позже восьми часов или не заболтается за стаканом вина до полуночи. Но пока что вы должны, прививая ему соответствующие привычки с ранних лет, развивать в нем, насколько возможно, нелюбовь к беспорядочности».
Об организации разума:
«Великий принцип и основа всякой добродетели и достоинства заключаются в том, чтобы человек был способен отказываться от своих желаний, поступать вопреки своим наклонностям и следовать исключительно тому, что указывает разум как самое лучшее, хотя бы непосредственное желание влекло его в другую сторону»;
«Тот, кто не привык подчинять свои желания разуму других, когда он молод, вряд ли будет вслушиваться и подчиняться голосу своего собственного разума, достигши того возраста, когда он способен им пользоваться»;
«Я бы посоветовал — в противоположность тому, что обычно делают, — приучать детей с самой колыбели подавлять свои желания и не руководствоваться своими влечениями. Первое, чему они должны научиться, — это понимать, что они получают ту или иную вещь не потому, что она им понравилась, а только потому, что она была признана подходящей для них. Если бы им давали только то, что им действительно необходимо, и всегда отказывали бы им в том, чего они требуют с плачем, они научились бы обходиться без плача и капризов».
О питании:
«Я не думаю, что все люди обладают одинаковым аппетитом: у одних желудки от природы крепче, у других слабее. Но я думаю, что многие люди становятся гурманами и обжорами в силу привычки, не будучи таковыми от природы; и я вижу, что в разных странах люди, которые едят только два раза в день, так же сильны и бодры, как и те, которые постоянным упражнением приучили свои желудки напоминать о себе четыре или пять раз»;
«Нужно заботиться о том, чтобы все эти блюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром, а еще лучше совсем без него. Следует также умеренно солить их пищу и не приучать к сильно приправленным блюдам. Чрезмерное употребление соли не только вызывает жажду и заставляет пить больше, чем следует, но и в других отношениях вредно действует на тело»;
«Пища должна быть совсем обыкновенной и простой; и я бы советовал до двух- или трехлетнего возраста вовсе не давать ему мяса. Но если вы считаете, что мясо вашему ребенку просто необходимо, то пусть он получает его только раз в день, и притом только одного сорта»;
«Что касается времени еды, то я считал бы самым лучшим, насколько это возможно без каких-либо неудобств, не приурочивать еду к какому-либо определенному часу, ибо желудок ребенка будет требовать пищи к привычному часу и будет испытывать раздражение, если этот час пропущен. В результате или раздражение приведет к вредному излишеству, или же желудок ослабеет до потери аппетита».
О самом воспитании:
«Если душа ребенка слишком придавлена и принижена, если его ум пришиблен и сломлен слишком строгим обращением, он теряет всю свою силу и энергию и оказывается в еще худшем состоянии»;
«Избегать той и другой опасности — большое искусство, и тот, кто нашел способ сохранить душу ребенка непринужденной, деятельной и свободной и в то же время удерживать ребенка от многих вещей, к которым его влечет, и направлять его к тому, что ему не совсем нравится, тот — скажу я — постиг, как примирить эти кажущиеся противоречия, тот, по моему мнению, овладел действительным секретом воспитания»;
«Пусть правил, которые вы даете своему сыну, будет возможно меньше; лучше пусть их будет меньше, а не больше того, что кажется абсолютно необходимым. Ибо если вы обремените его многочисленными правилами, то в результате неизбежно получится одно из двух: или вам придется своего сына очень часто наказывать, что будет иметь дурные последствия, так как наказание будет слишком частым и сделается привычным, или же вы будете вынуждены оставлять нарушение некоторых ваших правил безнаказанным, что, конечно, вызовет пренебрежительное отношение к ним и подорвет ваш авторитет в глазах сына».
О телесных наказаниях и душевных поощрениях:
«Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими дисциплинарными мерами при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми»;
«Наказывать ребенка розгой – значит поощрять в нем то самое начало, искоренение и уничтожение которого является нашей задачей»;
«Род рабской дисциплины создает рабский характер. Ребенок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним висит страх розги. Но как только этот страх отпал и ребенок, в отсутствие наблюдающего глаза, может рассчитывать на безнаказанность, он дает еще больший простор своей естественной наклонности, которая, таким образом, нисколько не изменяется, а, напротив, лишь становится в нем значительно сильнее и обычно после такого насильственного сдерживания прорывается с еще большей силой»;
«С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей путем награждения их вещами, которые им нравятся. Вы никогда не сможете рассчитывать научить его управлять своим влечением, если, ставя ему преграды в одном случае, вы компенсируете это разрешением удовлетворить то же влечение в другом случае»;
«Если ребенок требует с плачем, чтобы ему дали какой-либо вредный и опасный плод, вы покупаете его спокойствие тем, что даете ему менее вредное лакомство. Вы меняете здесь только объект, но продолжаете потворствовать его желанию и соглашаетесь, что оно должно быть удовлетворено. А в этом именно, как я уже показал, лежит корень зла».
Заботясь о правильности своих действий, не переставайте наблюдать и искать новые подходы, ведь «человеку свойственно искать счастья и избегать страданий». Родителям в этом смысле проще остальных – стоит всего лишь взглянуть на собственного ребенка.
Хорошая репутация:
«Честь и позор являются самыми могущественными стимулами души, когда она уже способна ценить их. Если вам удалось научить детей дорожить доброй репутацией и страшиться стыда и позора, вы вложили в них правильное начало, которое будет всегда проявлять свое действие и склонять их к добру»;
«Если родители ласкают и хвалят своего ребенка, когда он ведет себя хорошо, и показывают внешнюю холодность и невнимание к нему, когда он ведет себя дурно, то потребуется немного времени, чтобы сделать его чувствительным к этой разнице в отношениях. Этот метод обращения с детьми, если его держаться неуклонно, будет сам по себе оказывать большее действие, чем угрозы и побои, которые теряют свою силу, когда они становятся привычными»;
«Выговоры и упреки, без которых иногда вряд ли бывает возможно пройти мимо проступков детей, следует делать не только в спокойном, серьезном и бесстрастном тоне, но лучше также наедине, в отсутствие посторонних; наоборот, похвалу, если дети ее заслужили, они должны получать в присутствии посторонних. Похвала, когда она высказывается гласно, становится двойной похвалой; наоборот, когда родители показывают, что они не желают оглашать проступки своих детей, это заставляет последних больше дорожить своей репутацией и приучает их больше заботиться о сохранении хорошего мнения других людей, пока они думают, что пользуются им».
Здоровье и тело:
«Первое, о чем следует заботиться, — это чтобы дети ни зимой, ни летом не одевались и не закутывались слишком тепло. Когда мы появляемся на свет, наше лицо не менее чувствительно, чем любая другая часть тела. Наше тело будет переносить все, к чему оно приучено с самого начала»;
«Нужно как следует заботиться о том, чтобы ребенок хорошо пережевывал какую бы то ни было твердую пищу. Мы часто относимся к этому с пренебрежением, а отсюда проистекают всякие расстройства желудка и другие очень вредные последствия»;
«Очень полезно приучать детей вставать рано утром. Если будить детей рано утром – значит, они должны ложиться спать рано. Тот, кто соблюдает установленные часы сна, редко позволит себе большие отступления от нормального образа жизни. Я не хочу сказать, что ваш ребенок, выросши, никогда не засидится в компании позже восьми часов или не заболтается за стаканом вина до полуночи. Но пока что вы должны, прививая ему соответствующие привычки с ранних лет, развивать в нем, насколько возможно, нелюбовь к беспорядочности».
Об организации разума:
«Великий принцип и основа всякой добродетели и достоинства заключаются в том, чтобы человек был способен отказываться от своих желаний, поступать вопреки своим наклонностям и следовать исключительно тому, что указывает разум как самое лучшее, хотя бы непосредственное желание влекло его в другую сторону»;
«Тот, кто не привык подчинять свои желания разуму других, когда он молод, вряд ли будет вслушиваться и подчиняться голосу своего собственного разума, достигши того возраста, когда он способен им пользоваться»;
«Я бы посоветовал — в противоположность тому, что обычно делают, — приучать детей с самой колыбели подавлять свои желания и не руководствоваться своими влечениями. Первое, чему они должны научиться, — это понимать, что они получают ту или иную вещь не потому, что она им понравилась, а только потому, что она была признана подходящей для них. Если бы им давали только то, что им действительно необходимо, и всегда отказывали бы им в том, чего они требуют с плачем, они научились бы обходиться без плача и капризов».
О питании:
«Я не думаю, что все люди обладают одинаковым аппетитом: у одних желудки от природы крепче, у других слабее. Но я думаю, что многие люди становятся гурманами и обжорами в силу привычки, не будучи таковыми от природы; и я вижу, что в разных странах люди, которые едят только два раза в день, так же сильны и бодры, как и те, которые постоянным упражнением приучили свои желудки напоминать о себе четыре или пять раз»;
«Нужно заботиться о том, чтобы все эти блюда были просты, без обильных примесей и очень мало приправлены сахаром, а еще лучше совсем без него. Следует также умеренно солить их пищу и не приучать к сильно приправленным блюдам. Чрезмерное употребление соли не только вызывает жажду и заставляет пить больше, чем следует, но и в других отношениях вредно действует на тело»;
«Пища должна быть совсем обыкновенной и простой; и я бы советовал до двух- или трехлетнего возраста вовсе не давать ему мяса. Но если вы считаете, что мясо вашему ребенку просто необходимо, то пусть он получает его только раз в день, и притом только одного сорта»;
«Что касается времени еды, то я считал бы самым лучшим, насколько это возможно без каких-либо неудобств, не приурочивать еду к какому-либо определенному часу, ибо желудок ребенка будет требовать пищи к привычному часу и будет испытывать раздражение, если этот час пропущен. В результате или раздражение приведет к вредному излишеству, или же желудок ослабеет до потери аппетита».
О самом воспитании:
«Если душа ребенка слишком придавлена и принижена, если его ум пришиблен и сломлен слишком строгим обращением, он теряет всю свою силу и энергию и оказывается в еще худшем состоянии»;
«Избегать той и другой опасности — большое искусство, и тот, кто нашел способ сохранить душу ребенка непринужденной, деятельной и свободной и в то же время удерживать ребенка от многих вещей, к которым его влечет, и направлять его к тому, что ему не совсем нравится, тот — скажу я — постиг, как примирить эти кажущиеся противоречия, тот, по моему мнению, овладел действительным секретом воспитания»;
«Пусть правил, которые вы даете своему сыну, будет возможно меньше; лучше пусть их будет меньше, а не больше того, что кажется абсолютно необходимым. Ибо если вы обремените его многочисленными правилами, то в результате неизбежно получится одно из двух: или вам придется своего сына очень часто наказывать, что будет иметь дурные последствия, так как наказание будет слишком частым и сделается привычным, или же вы будете вынуждены оставлять нарушение некоторых ваших правил безнаказанным, что, конечно, вызовет пренебрежительное отношение к ним и подорвет ваш авторитет в глазах сына».
О телесных наказаниях и душевных поощрениях:
«Побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими дисциплинарными мерами при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми»;
«Наказывать ребенка розгой – значит поощрять в нем то самое начало, искоренение и уничтожение которого является нашей задачей»;
«Род рабской дисциплины создает рабский характер. Ребенок подчиняется и притворяется послушным, пока над ним висит страх розги. Но как только этот страх отпал и ребенок, в отсутствие наблюдающего глаза, может рассчитывать на безнаказанность, он дает еще больший простор своей естественной наклонности, которая, таким образом, нисколько не изменяется, а, напротив, лишь становится в нем значительно сильнее и обычно после такого насильственного сдерживания прорывается с еще большей силой»;
«С другой стороны, нужно тщательно избегать поощрения детей путем награждения их вещами, которые им нравятся. Вы никогда не сможете рассчитывать научить его управлять своим влечением, если, ставя ему преграды в одном случае, вы компенсируете это разрешением удовлетворить то же влечение в другом случае»;
«Если ребенок требует с плачем, чтобы ему дали какой-либо вредный и опасный плод, вы покупаете его спокойствие тем, что даете ему менее вредное лакомство. Вы меняете здесь только объект, но продолжаете потворствовать его желанию и соглашаетесь, что оно должно быть удовлетворено. А в этом именно, как я уже показал, лежит корень зла».
Заботясь о правильности своих действий, не переставайте наблюдать и искать новые подходы, ведь «человеку свойственно искать счастья и избегать страданий». Родителям в этом смысле проще остальных – стоит всего лишь взглянуть на собственного ребенка.