Трагедия звезды фильма "Семнадцать мгновений весны"
До сих пор в театральных кругах ходит выражение «пляттские шутки». Автор этих шуток – Ростислав Плятт, тот самый пастор Шлаг из культового фильма «Семнадцать мгновений весны» и интеллигент-холостяк из «Подкидыша». 13 декабря его поклонники отметили 104-летие со дня рождения любимого актера.
Его первая роль – 70-летний генерал, которого он сыграл в 15 лет в школьном спектакле. Уже с тех пор Ростислав зачитывался книгами о театре и мечтал стать артистом. И хотел учиться у режиссера Юрия Завадского. Так и случилось. Он поступил в его студию.
Галантный и вместе с тем смешливый юноша нравился дамам независимо от возраста. Жизнерадостный, острый на язык Ростислав Плятт был горазд на выдумки. Его розыгрыши до сих пор помнят в театральном мире. Он менял местами дверные таблички у маникюрши и врача-венеролога. Во время спектакля мог огорошить партнера неожиданной выходкой или репликой. А однажды со своим приятелем бегал голым от милиционера вокруг храма Христа Спасителя – на спор.
Когда стал много играть в радиопостановках, шутил: «Не много ли «пляттства» на радио?» Он мог нарисовать косметическим карандашом на своем лбу неприличное слово из трех букв, прикрыться кепкой, а потом во время спектакля снять головной убор перед партнершей по сцене. Разумеется, получив такой сюрприз, актриса с трудом доигрывала серьезную роль. Появившись в кино в фильме «Подкидыш» в роли интеллигентного холостяка, он играл, по сути, самого себя. Таким же неприспособленным и немного чудаковатым он был и в жизни.
Как вспоминал его друг Георгий Бахтаров, Плятт женился на женщине старше его. Когда-то та работала в театре Корша и была очень эффектной – рыжая с синими глазами. А со временем превратилась в грозную и хромую старуху. Нину Бутову и Плятта называли нестандартной парой. Его жена была поэтичной и непредсказуемой натурой, про нее говорили в театре – «не от мира сего». Она принципиально не готовила еду, не утруждала себя домашними хлопотами. В их доме всегда было нечего есть. Супруги питались по столовым. Но Плятта это не раздражало. Напротив, он всячески потакал Нине. Она могла оправиться за продуктами в магазин, а вернуться с гитарой. Впрочем, многие поговаривали, что брак этот был для него лишь прикрытием.
Плятт с молодости был влюблен в жену своего учителя Юрия Завадского – в актрису Веру Марецкую. Ходила даже легенда, что однажды он со спины перепутал Бутову с Марецкой. И это якобы все и решило... Завадский не отличался супружеской верностью.
«Невозможно писать о Марецкой и не упомянуть Плятта, или Завадского, или Анисимову, или Уланову. Фактически это была одна семья. В разные годы они были женами Юрия Александровича, и всегда рядом был Плятт. Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф везла весь черновой воз театра. Вера Петровна тоже была хозяйкой в театре, но не хозяйкой театра. Галина Сергеевна Уланова держалась несколько особняком. Юрий Александрович понимал, что авторитет великой балерины выше его авторитета. Новый год он часто встречал с Улановой. Марецкая опекала его в быту. Анисимова проводила в жизнь его художественную политику», – писал в своей книге Евгений Стеблов.
Возможно, поэтому Плятт и улучал моменты, чтобы остаться наедине с Верой Петровной. Говорят, Завадский знал про их шашни, но не препятствовал. А вот Нина Бутова, законная жена, переживала и регулярно грозила ему: «Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!»
Он все-таки ушел, когда Завадский скончался. Но Марецкая его не приняла, сказала: «Мы слишком уже старые, чтобы начинать новую жизнь!»
Плятт вернулся в семью. Вера Марецкая вскоре тяжело заболела. Ее одолевали сильнейшие головные боли, у нее обнаружили рак мозга. Плятт поддерживал ее, много времени проводил рядом с ней. Именно тогда он играл пастора Шлага в «Семнадцати мгновениях весны». Его персонаж – много переживший философ – был во многом похож на самого Плятта.
Вскоре скончалась и Нина. Он стал холостяком, о котором мечтали многие незамужние актрисы. Но актер уже присмотрел себе невесту – Людмилу Маратову, жену друга, Николая Литвинова, режиссера детской редакции Всесоюзного радио.
Людмила была на 20 лет моложе Плятта, работала диктором Всесоюзного радио и часто встречалась с актером на записи программ. Она ответила согласием на его предложение. Муж ушел в сторону. Но его дружба с актером на этом кончилась.
Мила скрасила последние годы Ростислава Яновича. Он наконец обрел то, чего ему так не хватало до сих пор – красивый, ухоженный дом, семейный покой, уют. Ростислав Янович работал в театре, пока хватало сил. И даже после того, как сломал шейку бедра. Он перенес сложную операцию, но, превозмогая боль, хромая, выходил на сцену. Его последней работой в кино была роль в фильме «Визит к Минотавру». Ему было под 80, чувствовал он себя очень плохо, но никто из съемочной группы не знал, что Плятту тяжело...
Сергей Шакуров вспоминал, как он вез актера от подъезда гостиницы до такси на коляске... А когда Плятт не смог выходить на сцену, стал играть в радиоспектаклях. Умер артист 30 июня 1989 года.
Людмила замкнулась после его смерти. Какое-то время преподавала в ГИТИСе сценическую речь. Но тоже заболела.
Не пережила одиночества...
Его первая роль – 70-летний генерал, которого он сыграл в 15 лет в школьном спектакле. Уже с тех пор Ростислав зачитывался книгами о театре и мечтал стать артистом. И хотел учиться у режиссера Юрия Завадского. Так и случилось. Он поступил в его студию.
Галантный и вместе с тем смешливый юноша нравился дамам независимо от возраста. Жизнерадостный, острый на язык Ростислав Плятт был горазд на выдумки. Его розыгрыши до сих пор помнят в театральном мире. Он менял местами дверные таблички у маникюрши и врача-венеролога. Во время спектакля мог огорошить партнера неожиданной выходкой или репликой. А однажды со своим приятелем бегал голым от милиционера вокруг храма Христа Спасителя – на спор.
Когда стал много играть в радиопостановках, шутил: «Не много ли «пляттства» на радио?» Он мог нарисовать косметическим карандашом на своем лбу неприличное слово из трех букв, прикрыться кепкой, а потом во время спектакля снять головной убор перед партнершей по сцене. Разумеется, получив такой сюрприз, актриса с трудом доигрывала серьезную роль. Появившись в кино в фильме «Подкидыш» в роли интеллигентного холостяка, он играл, по сути, самого себя. Таким же неприспособленным и немного чудаковатым он был и в жизни.
Как вспоминал его друг Георгий Бахтаров, Плятт женился на женщине старше его. Когда-то та работала в театре Корша и была очень эффектной – рыжая с синими глазами. А со временем превратилась в грозную и хромую старуху. Нину Бутову и Плятта называли нестандартной парой. Его жена была поэтичной и непредсказуемой натурой, про нее говорили в театре – «не от мира сего». Она принципиально не готовила еду, не утруждала себя домашними хлопотами. В их доме всегда было нечего есть. Супруги питались по столовым. Но Плятта это не раздражало. Напротив, он всячески потакал Нине. Она могла оправиться за продуктами в магазин, а вернуться с гитарой. Впрочем, многие поговаривали, что брак этот был для него лишь прикрытием.
Плятт с молодости был влюблен в жену своего учителя Юрия Завадского – в актрису Веру Марецкую. Ходила даже легенда, что однажды он со спины перепутал Бутову с Марецкой. И это якобы все и решило... Завадский не отличался супружеской верностью.
«Невозможно писать о Марецкой и не упомянуть Плятта, или Завадского, или Анисимову, или Уланову. Фактически это была одна семья. В разные годы они были женами Юрия Александровича, и всегда рядом был Плятт. Ирина Сергеевна Анисимова-Вульф везла весь черновой воз театра. Вера Петровна тоже была хозяйкой в театре, но не хозяйкой театра. Галина Сергеевна Уланова держалась несколько особняком. Юрий Александрович понимал, что авторитет великой балерины выше его авторитета. Новый год он часто встречал с Улановой. Марецкая опекала его в быту. Анисимова проводила в жизнь его художественную политику», – писал в своей книге Евгений Стеблов.
Возможно, поэтому Плятт и улучал моменты, чтобы остаться наедине с Верой Петровной. Говорят, Завадский знал про их шашни, но не препятствовал. А вот Нина Бутова, законная жена, переживала и регулярно грозила ему: «Уйдешь к Верке, я повешусь. Так и знай!»
Он все-таки ушел, когда Завадский скончался. Но Марецкая его не приняла, сказала: «Мы слишком уже старые, чтобы начинать новую жизнь!»
Плятт вернулся в семью. Вера Марецкая вскоре тяжело заболела. Ее одолевали сильнейшие головные боли, у нее обнаружили рак мозга. Плятт поддерживал ее, много времени проводил рядом с ней. Именно тогда он играл пастора Шлага в «Семнадцати мгновениях весны». Его персонаж – много переживший философ – был во многом похож на самого Плятта.
Вскоре скончалась и Нина. Он стал холостяком, о котором мечтали многие незамужние актрисы. Но актер уже присмотрел себе невесту – Людмилу Маратову, жену друга, Николая Литвинова, режиссера детской редакции Всесоюзного радио.
Людмила была на 20 лет моложе Плятта, работала диктором Всесоюзного радио и часто встречалась с актером на записи программ. Она ответила согласием на его предложение. Муж ушел в сторону. Но его дружба с актером на этом кончилась.
Мила скрасила последние годы Ростислава Яновича. Он наконец обрел то, чего ему так не хватало до сих пор – красивый, ухоженный дом, семейный покой, уют. Ростислав Янович работал в театре, пока хватало сил. И даже после того, как сломал шейку бедра. Он перенес сложную операцию, но, превозмогая боль, хромая, выходил на сцену. Его последней работой в кино была роль в фильме «Визит к Минотавру». Ему было под 80, чувствовал он себя очень плохо, но никто из съемочной группы не знал, что Плятту тяжело...
Сергей Шакуров вспоминал, как он вез актера от подъезда гостиницы до такси на коляске... А когда Плятт не смог выходить на сцену, стал играть в радиоспектаклях. Умер артист 30 июня 1989 года.
Людмила замкнулась после его смерти. Какое-то время преподавала в ГИТИСе сценическую речь. Но тоже заболела.
Не пережила одиночества...